ЕВРОПА  ЕВРОПА  2  АФРИКА  ЕВРОПА  3  БАЛКАНЫ  2015  ЮЖНАЯ  АМЕРИКА  ЦЕНТР. АМЕРИКА СЕВЕРНАЯ АМЕРИКА СРЕДНЯЯ АЗИЯ

       Таджикистан - это сказка, гостеприимство и испытание. Страна в которую еще хочется вернуться не один раз

Пишу текста в полевых условиях, так что времени на исправление ошибок, знаков препинания и прочих правил русско-таджикского языка не имею, не обращайте внимания, читайте смотрите красоту.

Итак заезжаю через Саразм. Граница пустая, на таможне Таджиков два типка: за компом сидит капитан, а майор с тремя журналами образца СССР, записывает вручную все данные паспорта, ТС, и маршрут по которому двигаюсь. Сначала не понял, какого фига старший за бумагами, в то время как младший за аппаратурой может хоть в пасьянс поиграть когда никого нету, и вот осознал, когда майор заполнив все графы, ксерит доки, передает их младшему, чтобы тот внес все в компутер и произносит шокирующие слова: "Николай Николаевич 10 долларов пжалуста". Ну я его шутку понял.... смеюсь.......смотрю на него, а его выражение не меняется, глазами прям ждет, тут я понимаю нифига не шутка. Деньги не космические, два раза бак залить битком, начинаю беседу зачем куда за что, но это его начинает нервировать. Попытка не пытка, но по итогу 10 баксот заплатил, заодно разменял сотку баксов, сдачу выдали мне по нормальному курсу (с его телефона чекнул курс), зато с обменом теперь не буду париться (цены буду в рублях писать). Выхожу с бумажками иду к моту, сел поехал, никаих досмотров, а я то думал жесть будет даже XXX с ноута удалил ))

       Сразу после границы раскопки Саразм, переводится, как "начало земли" - одно из старейших поселений в Центральной Азии, живших с четвертого тысячелетия до конца третьего тысячелетия до нашей эры, в юнеске за номером 1141 . Здесь ведутся археологические раскопки, но так как месяц рамазан - все пустует, катаю по раскопках копая глину колесами юбрика, будь лопата можно было бы самому чонить откопать



До Душанбе дорога изумительного качества. Идет по ущельям и перевалам вдоль реки Зеравшан. Поливает неплохо, я после глинянных раскопок в грязи и мокрющий на ближайшую заправку выяснить информацию по поведению. Здароваюсь, интересуюсь на сколько злые у них мусора, ибо я страшный нарушитель. Ответ меня обрадовал на столько, что забежал в магаз купил коньяка и залился им перед перевалом. И очень правильно сделал, поливало нешуточно, холодно, на комбезе видимо появились дыры и чую заливает так, что яйца плавают в воде. Согрев изнутри эффективнее тепла снаружи, а к вечеру, когда сухого места осталось совсем чучуть увидел брошенный сарай, ай-уй какая-никакая крыша, поставил в сарае палатку, котелок на огонь - готовить закуску


 

 

Около шести утра пастухи гнали стадо, от шума сотни орущих баранов я подумал что звучит военная тревога. Соскочил, осмотрелся, фухх отбой, собрался, вещи просохли, поехал до ближайшего домика, где попросил горячей воды в термос, а получил чай и лепешку. День по всем приметам начинается хороший. Двигаю на озеро Искандеркуль в Фанские горы. Дорога пейзажная, по ущелью вдоль реки с серпантинами



       Легенда не легенда, название озеро получило от Александра Македонского, он типа здесь побывал на своём пути из Средней Азии в Индию и лишился любимого коня

 

 


Мой конёк, как ишак прет в гору и подыхать не планирует


 



Еду открытым шлемом, новые незнакомые ароматы меняются один за другим, легкие в экстазе, мошки бьются об морду, все довольны


 


Слышу вдали шум водопада, смотрю карту ага пара км в горы


 




 


По тропе дотягиваю по максимуму на моте, потом пешем. Шум увеличивается и появляется водопад высотой 40 метров, возникший в результате обвала земной поверхности расположеной между двумя непроходимыми горами. Фотнуть всю масштабность не позволяют скалы/горы и моя карманная аппаратура в виде одного айфона... о старой гоупрохе и не упоминаю


 


Спустился с озера, еду в Душанбе, на дорогах постоянно стадо баранов, то коров, то лошадей. Купил в ауле кислячку (чикари), маневрирую по серпантинам и хомячу травку, которая растет раз в году



Чешется бошка, капец задолбала, видимо уже грязная со вшами, останавливаюсь у реки, сую череп в воду, мою песком и мылом, полчаса....мля снова чешица, да что за хрень. Посмотрел в зеркало пффф я ж оброс, стричься нужно, вот оно чО. Еще пара перевалов с кучей тоннелей и я в Душанбе



Все люди, автомобилисты, фуристы, пастухи....машут руками приветствуют, дети вообще чуть ли под колеса не кидаюца, вытягивают руки, чтобы пятюню дать


 


Душанбе чистый и красивый город, вот уж не ожидал чес слово. Первым делом заезжаю укоротить волосы, цена вопроса 60 рублей. Так так, мне это нравится, ищу мусарню ОВРИ чтобы оформить пермит на Памир. Нашел, заполнил заяву, ксерокопии паспорта и пошлина в банк, итого 200 рублей . Ждать 4 часа, гуляю..пищу потребляю..крепким заливаю. Получаю разрешение на посещение ГБАО - Памир (Горно-Бадахшанская автономная область) на 10 дней, для моего ишачка для лютых горных перевалов и внедорожья протяжонностью в районе 800 км должно хватить

 

 


Очухался толи утро толи обед.....но точно лето, пофиг. Еду в направлении Куляба, по пути масло купил, поменял на обочине, смотрю резина то лысая, а впереди Памир. Менять? - надо искать! Потом переобуваться, а я слегка в похмельном синдроме, да ну навиг думаю итак сойдет. Еду на Нурекскую ГЭС - построенную во времена Всесоюзной ударной комсомольской стройки. Мощное инженерное сооружение, благодаря которому страна экспортирует электроэнергию в Узбекистан, Киргизию и Афганистан. Раньше можно было полазить по территории получив пермит, сейчас же облом

 

 


 


Перевалы-перевалы, впереди замечаю городок, в магаз, купил лечебную настойку на травах Мехри Гиех 45 градусов, прием 3 столовые ложки..... выпил половину махом, лечение оптом называется. Смотрю средневековая крепость стоит Хулбук, знаю т.к. хороший друг Юнэска ))



От Куляба до Хорога дорога становится хуже и хуже, не меняются только красивые видочки. Последняя фотка с асфальтным покрытием и коняшками



С Хорога, столицы ГБАО начинается Памирский тракт, маршрут через три главных горных перевала: Талдык 3615 м, Кызыл-Арт 4280 м и Ак-Байтал 4655 м . Еду нижним направлением вдоль Афганской границы, самый длинный и насыщенный маршрут. За Хорогом КПП - проверка документов и пермита - добро пожаловать!



Река Пяндж естественная граница, с одной стороны Таджикистан - с другой стороны Афганистан. Покрытие каменистое/булыжниковое/песочное и все в этом стиле.....идет по каньону в окружении гор, с которых на дорогу периодически сыпятся камушки, если повезет то и на бошку приземлятся. Начинало темнеть, хотел сьехать к реке поставить палатку - предупреждения МИНЫ, ок еду дальше


 

 

темнота быстро спускалась, тут уже и на мины пофиг, скатываюсь, но подальше от реки и ставлю палатку. Первая ночка потревожила короткой автоматной очередью


 


Проехав 60 км - на мне слоя пыли, как макияжа на тайской шмаре, но тут у меня цель - термальные источники в Гармчамше. Это самый крутой источник Памира (далее еще 3 посетил, так что сравнил). Источник на высоте 2325 м, вода выходит на поверхность из больших глубин, в состав входит полтаблицы Менделеева ), полезен дял сердечно-сосудистой и нервной системы, опорно-двигательного аппарата и кожных болезней


 


Источник бесплатный и круглосуточный, в километре от термального, - источник минеральной воды, с земли вытекает минералка, по вкусу идентична той, что в аптеке покупаем, заливаю в боклажки и упиваюсь. Скоро будет темнеть, ехать не хочется расслабон жёсткий. Голос в бошке вдруг говорит "Рамазан....рамазан.....никого нет иди чекни отель", 60 метром прошел до ближайшего, всё пусто, мне дали блатной номерок с огромной кроватью за 200 бля рублей! Мот под крышей, я под градусом. Холодно стало, иду купаюсь, возвращаюсь, посмотрел на ноуте фуфловый кинчик и уснул



 


Утром снова купаюсь, мажусь глиной, лениво сажусь на мот, впереди тряска по офроду


 


Колбасит по дороге мощно, я к томуже из тех, кто не сбавляет газ а наоборот прибавляет чтобы сцука быро пролететь. Резина сжирается, лысеет прям на глазах, цепь висит. Я думал дорог худе чем были уже не будет, как же блять я ошибался на 300 процентов



Часто часто торможу пофоткать, выпить чонить. Ну и вижу три гуся едут, проезжают мимо, ну точно европейцы, с разгону прыгаю на ёбрик и в погоню, жму так, что двигатель рыдает, камни летят на сторону афганской границы, догонаю и от такого нежданчика они попадали в прямом смысле. Ура повод потренить язык, приветствую.....вижу дамочка симпотная, ну сразу культур-мультур включил, отряхнул, всели окей, помог мот поднять, кароч джентльмен, при других обстоятельствах пeрeпалo бы стo прoц


 



Дорога продолжает радовать видами и проходимостью, бросает во все стороны, улететь как раз плюнуть, мот весь дребежит сташными звуками закидывая в мозг мысли, что щас пополам сломается, у самого кишки в узел крутятся, медленно происходит сотрясение мозга, жопа лучше любого отбивного стейка

 



В итоге как так получилось хз - потерял заливной колпак двигателя. Заметил лишь остановившись пофоткать. Вижу нога в масле по колено. Беру палочку тыкаю в дырку - масла ноль. Вот чо чо а отсутствие масла для юбрика это беда. Сую носок в дыру, хороший кляп не мешает движу, еду до ближайшего кишлака. Полмота на проволоке, изоленте, а тут еще и носок, ну пипец думаю.

Заехал, только слез с мота окружили, улыбки ...вопросы....мою проблему приняли как за свою, нашли машину, решили 10 км проехать поискать, идея на ноль. Вернулись, мол пошли кушать отдыхать выпивать, завтра починишся. Ок я согласен. Мот в сарай, дальше пешем через ручьи к дому. Пака готовили ужин и накрывали стол, вмазали нормас, у меня родилась идея, побежал в сарай, достал старую свечку, намотал на резьбу изоленту, плюнул для смазки и воткнул в дыру двигателя. Збс починил, потом купил масло лукойл за 150 рублей 20-50w (другого на ауле не было), и вернувшись с облегчением к готовому столу приступил к трапезе. Выдули три бутылки водки


  


Утром с ощущением, что починить нужно и меня кое как выдвинулся в путь,  детям раздал конфет, всех поблагодарил, поехал до следующих источников всего 30 км, но по внедорожью испытал все виды головной боли



Уже через 5 км под поводом порыбачить остановился. Покидал спининг, бошка отлегла, тока отьезжаю вижу тройка мооощных байков пролетает. В погоню, догнал парней с Беларуси и Донбаса, друзья Алькашей. Обьединились и погнали до тех самых ближайших источников на АВЧе


 





Горячие источники на АВЧе в основном для глаз. за 30 рублей лечись-валяйся хоть весь день, с местными Арака выпил.

Набрал в полтораху этой воды, чтобы ехать и фигачить ее в глаза, еще минералку с Гармчамши пью, потом синьку.... вобщем лечусь и травлюсь



Выйдя с этих источников направляемся на следующие Биби-Фатима в Туггоз, до них 60 км. Но от условной дороги до них еще 8 км по длинному серпантину с множеством препятствий. Источник обладает лечебными свойствами для урологических/гинекологических/желудочных и прочих систем здоровья


Этот источник мне понравился, ему присуждаю второе место после Гармчамши


 


Накупались, погнали дальше. Парни двигали куда то в отель, а я на следующие источники с целью там же и заночевать. Ехать не долго, но подниматься к ним еще сложнее, лютые подьемы гравия и песка, источники в ауле ЗОНГ




Забрался, высота выше 3000м, осмотрелся, расправил плечи, поднял подбородок, крикнул в долину "Я красавчик!", подхожу к ваннам - замок висит. Чо чо, нет нет, смотрю размер окошек: пролезет мое тельце или нет, хожу кругом смотрю где пролезть. Пака крутился пришел парнишка, ключи есть спрашиваю? Есть, даю 60 рублей и до утра бассейн в моем распоряжении


Ставлю палатку, купаюсь, готовлю еду, ем, купаюсь, выпиваю, купаюсь, ем, купаюсь. Вода в отличие от остальных источников чистый кипяток, минут 10 привыкалось тело пака не залез полностью. Стемнело и стало люто холодно, теперь в источники залазилось полегче. Выхожу, как с русской бани на холоде минут 15 остываю, и повторяю процедуры. Не помню как, вырубился в палатке. Утром снова в воду, потом еда. Бодрячковым в путь



Одеваю куртку, начинаю застегивать вижу херня большая сороконожка ползет, как нигга подпрыгнул сальтом, ух утренняя зарядка пройдена. Еду на Лангар, с которого жуткие перевалы, с подьемами от 3000 до 4300 по каменистой, песчаной, булыжниковой, глиняной, комбинированной всем вместе и прочими прелестями поверхности


 


  На резких подьемах мощи и кислорода мотику не хватает и бывает что тянет лишь на первой педарачи, издавая кошмарные звуки пугающие ишаков и лошадей в радиусе пары километров. На спусках зато лечу, но с поворотами следует аккуратнее, вроде на каменистой нормал держишь руль не бросает, входишь в поворот - хуяк барханы, бросаешь скорость (а оттормозиться на камнях быро не получается) и влетаешь в песок, руль бешенно начинает бросать по сторонам, мертвой хваткой всеми силами держишь его, с такой силой держишь что руки затекают. Пройдешшь участок и думаешь "ну нафига топить, побереги мот", но ...... это лишь мысли, и как обычно следующий замес - тормозные прыжки, влетаешь в замес - держишь руль (у ебрика контролировать руль легко получается), тем временем оттормаживаешься задком он выравнивает хорошо. Обидно..... досадно.....но ниразу не упал блин, чёртов непропиваемый профессионализм


 

Еще задолго до этих перевалов подрегулировал карб, добавил холостого хода, в горах получше работает. Болтаю с пастухами, искренне добрые люди, им тоже приятно путешественников видеть. Я им конфеты - они мне хлеб, еще какието ништяки



Иногда как накроет.......блять где я .....а чо за планета....да ну нафиг.... дикие места


 





С Хорога много постов военных и полисаев, ну оно и понятно - приграничная территория с террорюгами. Посты-посты-посты.... паспорт... пермит.... Тока у одного увидел штык-нож на АК, поетому место ему тут



На перевал Харгуш высотой 4300м, подымаюсь то на первой, то на второй передаче, трудно идет. В бензобаке мышь повесилась, включаю резерв, еду к озеру Карадара


  



Потом возвращаюсь на направление, дорогой назвать не повернулся язык


 


За несколько дней на этих высотах обгорел нос, продуло ветром, облез, еду видочком как дед мороз или синячье



По полям бегают какие-то рыже-коричневые бобры, тока пытаешься фотнуть а они хитрые засранцы хренак в нору. Зато нашел баранью шкуру, теперь есть тёплая и мягкая сидуха, защищающая от холода и ветра главный орган. А ночью, как коврик использовать буду

 


Далее через озера Хоргуш и Чукуркуль




Спустя несколько дней вышел на асфальтную дорогу ведущую к Мургабу. Тяну на парах до ближайшей деревушке Аличур, в которой у местных покупаю раствор похожий на бензин. Только отьезжаю повалил снег, люто холодно, на мне итак одето все что одевается, но продирает до костей ветер. Вроде асфальт раслабился, снег на визоре видимость плохая, хуяк поджопник - поймал яму, лады бывает.....хуяк подлетаю - асфальт волной. Скорость итак ишачная, но видимости хватает лишь притормозить до скорости 20км для влета в ямы. Уже к вечеру доехал до Мургаба, деревня-деревней, считающейся городом.

В магаз бегу сожрать хотябы хлебушка. Сьел хлебушка, запил ледяной водой, полегчало, смотрю пафосный отель исклеяный наклейками. Ну подьеду посмотрю кто там тусил, и вдруг тырнэт есть (Интернета незнал с Душанбе уже неделю, симки местные не покупаю - лучше бенз лить буду, да и отдых от связи, потом зато как нарик ловишь инет и кайфуешь). Смотрю глазею, тэрнэт вылавливаю. Подходит мотофранцуз, слово за словом, катался он по нашей необъятной и приёмом байкеров был восхищен, и узнав что я двигаю далее ночевать в палатке, схватил меня и говорит номер за его счет оставайся выпьем.  Убедиль, дали жару как следует. Утром выезд, посмотрел его байк - космос, электроники валом, даже крепежи чуть ли не титановые, допы в совокупности стоят больше чем мой мот. Крут его гусь.

Сел за свой поехал, поехал, оглядываю колхозный стайл: провода торчат, изолента, проволока, хомуты, монтажная пена......все по красоте кароче, лыба до ушей жму газульку

 


Еду на перевал Ак-Байтал... дорога уже норм, но всеже участки попадаются стиральной доски. Это вам не тур-эндуро, на которых вилки и аморты глотают неровности, на юбре -  несясь по ним - ощущаешь себя укротителем дикого быка, готового сбросить вас в любой момент


 


Алаху Байтал поднимаюсь на перевал Акбар - эээээ.....на Ак-Байтал поднимаюсь спасибо Алаху-Акбар потомучто ветер в спину, и на высоту 4655 м заползаю достойно, на второй педараче



Фотаюсь в знаковом месте, пру дальше, там еще ждут перевальчики. Холод всего то +2 градуса, но высота и ветер отнимают все 8

 


Проверю ка масло, вытаскиваю свечу-затычку: масло есть - хорошо! немного выдавливает и полдвижка в масле - нехорошо. Изолента которую матал на резьбу расплавилась и ушла в движок - хреного


 


 



С перевала виднеется огромнейшее озеро Каракуль

 


 


 Озеро находится в плоской горной котловине на высоте 3914 м, обдувает сильным ветром и поднимает волны


 


 



 




Следущий перевал Кызыл-Арт высотой 4280 м , тут еще холоднее: мощный ветер в харю, на мою харю мне то пофиг, она довно обмерзла и проветрилась, но вот скорость у йобрика сильно отнимает, кряхтя издавая истошные звуки движок тянет наверх, параллельно выдавливая масло из затычки



Перевал идет по живописному ущелью, открывая панорамы ледников и заснеженных вершин




Памир необычайно красив нетронутой природой, труднодоступностью, и гостеприимством (на дню раз пять приглашают в гости покушать и заночевать). Спешите туда в первую очередь, заводите железных коней и ехайте офигевать. Таджикистан ехал 11 дней, расходы составили 100 баксов на всё-провсё, а если не проспиртовываться как я, то будет дешевле.

 

На очередном перевале стоит КПП хз какая высота, но страшный холод. Сдаю бумагу временного ввоза ТС, с другой будки просят регистрацию, кинув на него взгляг голодного замерзшего человека мы без слов поняли, что его бумажка нахрен не нужна. Штамп, шлагбаум поднялся - на спуск с перевала на Киргизию